Если вы видите этот материал, то первым же разочарованием для вас будет то, что он не вышел 31-ого декабря. Однако диванная мобильная аналитика никуда не делась, и по традиции третий год подряд, я буду подводить все итоги прошедшего года в области мобильного игростроя. И с какой стороны не посмотри, для iOS этот год был самым печальным из всех. Но обо всём по порядку.
Глава первая. Cмерть
Я не думаю, что надо очень много размышлять, чтобы понять – многие мобильные игровые студии не то чтобы умерли в прошедшем году, но перестали жить активной жизнью уж точно. Во-первых хочется обратить внимание на инди-сектор, чьей территорией на протяжении предыдущих лет 4-5 считалась мобильная платформа Apple. Canabalt, Kingdom Rush, да даже та же самая Angry Birds получили путёвку в жизнь именно тут. А теперь подумаем, что за последний год оригинального вышло на iOS? Собственно ничего. Плохо это, или хорошо, но ПК-сектор со стариком Гейбом и программой Greenlight, обновлённая инди-программа XBOX One, всё также дружелюбная Sony с полностью отданной под вербовку Santa Monic'ой и даже Nintendo с самым прибыльным в портативном секторе цифровом магазином eShop обескровили App Store. Инди-студии просто расхватываются ещё на выставках по типу Rezzed, PAX, и других челленджах для игроразработчиков. Indie на iOS не умерло, оно просто выбрало более простые и прибыльные для освоения площадки, где не надо соревноваться с удушающим F2P.
Но одними инди сыт не будешь. Давайте поступим проще - заглянем в лучшие игр за 2014 год для iPhone и iPad, если вы конечно этого не сделали ранее. Что мы там видим... Порты, порты, порты. Почему же так произошло? Где Fishlabs (живущая в лимбе Deep Silver), где Gameloft, Epic Games, Chillingo, Crescent Moon Games? Они мертвы.
То есть они живы, но какой-либо реакции в ближайшее время вы от них не дождётесь. Разберём по порядку:
- Fishlabs – Deep Silver не имеет интереса к саге Galaxy on Fire, так что разработчики, или что от них осталось лишь кропают бонусный контент к Alliances и недавно выпустили игру на Android.
- Epic Games – с главой китайцем всё ближе тяготеет к азиатскому рынку. Это поспособствовало порту Infinity Blade на Xbox One для Kinect фирмой (опять-таки китайской) Tencent. Плюс больший упор на движок сделал игры бенчмарками, в которых более нуждается MediaTek и NVidia. Так что чего-то нового для Apple от них ждать очень сложно.
- Chillingo – как часть EA перестала подавать признаки жизни и уже целый год не представляет из себя ничего как инди-издатель. Как минимум из-за политики разработки Freemium-игр своим надмозгом.
- Crescent Moon – всё ещё висящие за одну ногу над проснувшимся вулканом, всё ещё не могут решить – издатели они или разработчики. Exiles представляет из себя неиграбельную биомассу на Android (справедливости ради стоит заметить, что это бета-версия игры), и на iOS ждать её ещё очень долго. Вот только ничего хорошего она уже не сулит.
- Здравствуйте, мы Gameloft и вместо копирования консольных хитов прошлых лет мы теперь копируем мобильные поделки от Glu. Ах да, забыли сказать, Glu-то тоже признаков жизни что-то не подаёт, но это неважно. Мы научились засовывать рекламу во все наши игры и следить за вами. Ещё мы подгадили во все наши мобильные франчайзы – Asphalt, Modern Combat, Brothers in Arms и нам поэтому больше не разрешают что-либо портировать. Но вы ведь нас всё ещё любите...
Brothers in Arms 3: Sons of War – ожидание и реальность
Итак, в сухой массе получаем полную дисфункцию всех основных игроков рынка. Что дальше?
Глава вторая. Куда подевалась сталь?
Точнее куда мы подевали всё железо и полимеры. Вспомним MFi. Отличная технология для геймпадов. Вот только одна проблема – инди-разработчики куда-то делись, а остальные лепят однопальцевый фримиум, где они собственно и не нужны. Так и остались все эти железные радости как всегда на попечении кучки гиков, играющих в эмуляторы. Остальные же вряд ли станут покупать их ради поигрывания в порты GTA и Bioshock.
Metal – отличная технология, которая по аналогии с Next-Gen Open GL, Mantle, Direct X 12 разблокирует прямое обращение к GPU, позволяя с ним разговаривать быстрее и посылать команды отрисовки гораздо чаще. В теории это даст возможность показывать больше частиц на экране (искры, дождь и т.д.). Возможно технологии ещё предстоит расцвести, но вот переписывать старые движки никто не станет.
Итак, что металлы в форме Software, что чистое железо никого пока не интересует. Можно ли сейчас это считать фиаско - не знаем. Время покажет.
Глава третья. Укол в спину
Всё ещё помнится, как когда-то мы все весело смеялись над игровыми потугами Android. Заваленный Google Play, спотыкающийся и весёлый рой игровых псевдоконсолей по типу OUYA. И всеобщий разброд в конфигурациях.
Прошло три года. И теперь пришло время посмотреть в зеркало. Из-за ежегодного изменения размеров экранов – разработчики HUD'ов в играх плюнули на всех, и подтягивать разрешения визуальные (под дюймы и под пальцы) и цифровые (под пиксели) им уже порядком надоело. Тот самый разброд пришёл и к нам. В то же время количество сокетов на Android сократилось, а игровые девайсы вылезли отдельным слоем топовых устройств, в то время как казуальщина спокойно осталась на дешёвых.
Заваленный Google Play потихоньку научился использовать плашку Featured по назначению, а App Store мягко говоря не стал лучше.
Псевдоконсоли повымирали, уступив своё место тв-приставкам крупных игроков по типу Amazon с рабочей инфраструктурой и эксклюзивными разработчиками (например выкупленными создателями нового Killer Instinct). В то время как Apple TV для игр всё ещё не подходит.
Apple-эксклюзивность исчезла, а игры на Android стали выходить быстрее и раньше iOS из-за более свободной политики магазина. Более того цены из-за отсутствия привязки к плашкам (tier's) остались в России по большинству теми же и после кризиса, так как централизовано не пересматривались.
Это смешно? Нет, это конкуренция, и пока что у нас всё выглядит очень грустно. Отыгрывание соперником позиций очевидно, учитывая присутствие на их рынке облачных сервисов Dive In и On Live, аппаратно ускоренных игровых программ удалённого управления по типу Splashtop Tegra и Tegra Grid и прочих поставщиков игрового контента, таких как Humble Bundle.
Глава четвёртая. Тише едем дальше будем
Долгострои на iOS? Да, много, да половина из них никогда до нас не доберётся, несмотря на все амбиции. А если и доберутся, то вид их будет или устаревшим, или не тем, которого мы ожидали.
Примеры? Да сколько угодно. Bioshock который шёл к нам три года. Визуально не привлёк внимания, да и управление было далеко от идеального. Exiles? Два года ожиданий. Выход беты на Android выглядит настолько плохо, что смотреть невозможно. Не говоря о том что Tegra 3 = iPad 2 выдаёт качество графики настолько низкое, что увидеть на iOS игру, не выкалывая себе глаза, захотят лишь владельцы устройств минимум поколения iPad 4.
Ещё одним примером можно выделить Shadow Sun – три года, и очень короткое, хоть и приятное приключение от части разработчиков Neverwinter.
Теперь, наверное самый ожидаемый вами пример – Frostbite Go. Два года кормления обещаниями, и единственное что мы имеем – 4 скриншота и одно видео NFS: No Limits, 2 скриншота запущенной на iPad технодемо Battlefield 4, и анонс Plants VS Zombies: Garden Warfare. Просто замечательно, но нервы уже сдают.
Итог? Тут он не требуется, мы сами видим как в прямом эфире гибнут амбиции разработчиков и игроков.
Глава последняя. Вы всё ещё наша аудитория?
Звучит конечно странно, но Apple закрыла глаза на игровую аудиторию. Отсутствие длинных представлений возможностей новых устройств на примере новых игр уже удивляет. То же самое и относительно временных контрактов на эксклюзивность. Их больше нет – последним из таковых был временной на Plants vs Zombies 2.
Как Apple стала игровой? За счёт поддержки сектора, за счёт iPod Touch как самого игрового устройства, за счёт большого количества проектов на iPad и постоянной демонстрации графической мощи и поддержки разработчикам. Теперь компания достигла пика и отпустила вожжи. И мы покатились. Куда – неизвестно? Но подъёма на горизонте пока не видно. Или iOS станет местом для мультиплатформы, или же станет ещё казуальнее. Битву с портативными консолями, которая даже не начиналась, мы уже проиграли, причём ещё прошлому поколению.
А еще у нас есть канал Telegram. Там также очень удобно следить за новостями на app-s.